Здоровье,  Общее

Астенический синдром у детей

Это состояние имеет множество различных названий. Впервые определение ему дал американский врач, назвав его просто «американским неврозом». Позже появился термин неврастения (или проще – нервная слабость), синдром хронической усталости, затем его начали называть синдромом менеджера. Но, пожалуй, наиболее точным является все же определение «астения» или «астенический синдром».

В переводе с греческого астения означать слабость, бессилие. И это самый типичный симптом данного заболевания. Человек постоянно чувствует усталость, он слаб, обессилен, разбит, нередко на этом фоне развивается апатия. Вследствие этого появляется раздражительность и нервозность, нарушение сна и отсутствие аппетита. «Выжатый лимон» – это как раз про него: безжизненный, да еще и на вкус отвратительный. Общение с таким приносит мало удовольствия и становится затруднительным.

Существует множество различных причин, которые провоцируют развитие астенического синдрома. Но если говорить о детях, то здесь чаще всего «виновата» школа. Астения часто развивается на фоне повышенной нагрузки на ребенка, постоянных новых требований, быстрого и насыщенного ритма жизни. Он не успевает адаптироваться к ситуации, начинает думать, будто бы поставленные задачи ему не под силу и, в конце концов, перестает предпринимать попытки к их разрешению. В наибольшей степени неврастении подвержены первоклашки.

Особенности астенического синдрома у детей
Сегодня жизнь течет просто нереально быстро. Мы буквально не успеваем ни за чем, и это чувствует каждый. Столько насыщенных событий и новой информации за один день не пережил бы ни один из наших предков, наверное. Между тем, здоровье наше, и особенно наших детей, не улучшается. Плохая экология, некачественное питание, загрязненная вода, подделанные лекарства… И школа в 6 лет в сочетании с кружками. Маленький ребенок, еще не окрепший и слабенький, оказывается как на войне. Сменяется не только его окружение, но и привычный уклад жизни. К нему ставятся высокие требования, в школе он вынужден выполнять чужие указания (с чего бы это?), все время пытаться догнать и перегнать одноклассников, долго высиживать на одном месте практически неподвижно и при этом не только слушать и запоминать урок, но еще и брать в нем активное участие, по крайней мере, постоянно напрягать мозги. Балаган на переменах не способствует расслаблению и отдыху, а когда он приходит домой, то там его ожидают снова уроки, если по расписанию сегодня нет кружка по танцам или рисованию. В противном случае за уроки придется садиться практически ночью – после ужина. И в таком напряжении он пребывает неделю за неделей, что в результате приводит к психологической неустойчивости и физическому истощению.

Странно ли, что не все малыши могут спокойно переживать такие разительные перемены в своей жизни и быстро к ним адаптироваться?..

Как распознать астению у ребенка?
Родители вроде бы и понимают, что школьник устает. Однако мысль о вероятном нарушении в данном случае закрадывается буквально у единиц. Подавляющее большинство из нас списывает все на лень, и начинает терроризировать бедного астенизированного ребенка еще больше, только усугубляя его состояние. Как же распознать астенический синдром у ребенка и не дать ему облениться уже с первого класса?

Мы уже сказали, что самыми типичными признаками астении являются бессилие и усталость. Ребенок буквально валится с ног, у него не остается сил на любимые игры и забавы, он уже не резвится как прежде. С веселого и озорного малыш превращается в капризного, раздражительного и ворчливого. Ему скучно, неинтересно, а вдобавок ко всему – он себя еще плохо чувствует: беспокоят головные боли, может появляться сухость во рту, повышенная потливость, чувствительность к атмосферным и климатическим изменениям, а также к внешним раздражителям: яркому свету, прикосновениям, резким запахам, громким звукам. Аппетит снижается, интерес к жизни падает, его уже не стимулируют походы в парк или цирк – он хочет, чтобы от него отстали, да и только.

Ребенок при астеническом синдроме испытывает недостаток положительных эмоций. Он очень мнительный, обидчивый, плаксивый, стеснительный и нерешительный, расстраивается по любому поводу. Возникает потребность в материнской любви и ласке, в совместном сне.

Для астенического синдрома характерны различные нарушения сна: постоянная сонливость, бессонница, беспокойство во сне, ночные кошмары, уснуть вечером ему очень трудно, а утром – не поднять. Даже ночью ребенок не в состоянии отключится от довлеющей над ним нагрузки, чтобы к завтрашнему дню отдохнуть и восстановиться, потому что сон по большей части поверхностный, некрепкий. Он становится невнимательным, рассеянным, заторможенным, очень быстро устает, плохо запоминает, медленно реагирует – и успешность в школе заметно снижается. Вместо этого развивается нетерпеливость и нервозность, ему очень трудно спокойно ожидать, даже во время отдыха ребенок ерзает и проявляет непродуктивную активность.

Отличить настоящий астенический синдром можно по следующему признаку: ребенок сильно устает и истощается после нормальной обычной умственной или физической нагрузки. Если вы наблюдаете подобное при выполнении им простых ежедневных действий, то неврастения налицо.

Ребенок при астеническом синдроме практически не радуется жизни. Прежние игрушки, сюрпризы и поощрения не производят бывалого эффекта. Может развиваться апатия и депрессия – сильно падает самооценка, и нередко родители в этом здорово помогают.

Смените свою тактику
Наибольшее значение в лечении астенического синдрома имеют родители и тактика их поведения. Первый шаг – распознать неврастению. Спрашивайте время от времени в учителя о том, как ведет себя ребенок в школе. Как правило, педагог замечает изменения, но их причину редко кто ищет. Между прочим, астенический синдром нередко развивается у часто болеющих детей: они не просто истощаются физически, переходя с одного заболевания в другое. Пропущенные в школе дни выбивают ученика как из рабочей колеи (нагнать учебный материал на самом деле непросто), так и из жизни класса (за время его отсутствия в детском коллективе происходит множество различных событий). Ребенок оказывается не в удел, ему трудно завести себе постоянных друзей, он начинает думать о себе плохо и в итоге решает, что нет никакого смысла в том, чтобы ходить в школу и учиться: это тяжело, обременительно и больно психологически.

В это время любящая мама каждый день пилит своего ученика: за плохие отметки, за неуспеваемость и остальные «грехи». Мы рассказываем ребенку, какой он ленивый, чем лучше него все остальные дети в его классе и что с ним будет в будущем при таком халатном отношении к столь важному делу. И здесь кроется самая большая ошибка и опасность. Вместо того чтобы помочь своей кровинке, мы загоняем ее окончательно в угол.

Ребенок с астеническим синдромом нуждается не в критике, а в любви, понимании и поддержке. Помогите ему пережить этот трудный для него период. Договоритесь со школьным руководством про возможность устраивать дополнительный выходной день среди недели, если вы видите в этом необходимость. В такой день ребенок должен встать, как обычно в школу, не спеша позавтракать и приняться за учебу. Он должен понимать, что это не выходной, а учебный день, только в домашних условиях. Этот день должен длиться положенные 3-4 часа, лишь перемены могут быть более частыми и продолжительными, а досуг – более привычным для дитяти. Лучше выбирать для перерыва каждый раз другой день недели, чтобы не пропускать постоянно одни и те же уроки.

Одновременно следует укрепить детский организм – витаминами (с обязательным включением протеина и омега-кислот), полезным питанием, закаляющими процедурами, обязательными ежедневными прогулками. На первых порах ему нужно отдыхать больше, чем обычно – чтобы восстановиться и окрепнуть. Если ребенок с удовольствием посещает какие-то кружки, то нет надобности в прекращении занятий. Но если вы видите, что это является дополнительным стрессом для малыша, то лучше отказаться от секции на некоторое время.

Важна моральная поддержка ребенка. Подбодрите его, внушите ему чувство собственного достоинства, веру в себя. Это могут быть короткие фразы, исходящие от вашего сердца: «Ты такой молодец!», «Как у тебя здорово получается!», «Давай, ты сможешь – мы в тебя верим!» или же «Не расстраивайся, это нестрашно. В следующий раз непременно будет лучше».

Покажите ребенка специалисту
Вы вот читаете сейчас все это и, скорее всего, со всем согласны, и все кажется таким очевидным и легким. Но на деле изменить свое отношение к ситуации непросто. Придется контролировать свои эмоции постоянно – это сейчас приоритет.

И если по истечении двух-трех месяцев ваших усилий вы не заметите положительной динамики в состоянии ребенка, то его придется показать детскому психологу, а затем неврологу. К слову, причиной астении нередко бывают соматические заболевания, тогда тактика может немного отличаться. В некоторых случаях помощь специалиста необходима, причем иногда даже медикаментозная. Но при правильном подходе синдром успешно устраняется. Главное, набраться терпения и сделать все правильно. В конце концов, ребенок не виноват в своем «диагнозе». Напротив – очень часто виноваты мы с вами, дорогие родители, что вовремя не повели себя так, как было надо. Но исправить свою ошибку можно – и это главное.